Технический раздел

Самолет ПЗЛ-104 Вильга 35А
Самолет ПЗЛ-104
Вильга 35А
РУКОВОДСТВО
ПО ЛЕТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Москва 2001
1.1. Назначение и условия эксплуатации
Самолет «Вильга 35А», производства ПНР, предназначен для буксировки планеров, перевозки пассажиров и выполнения парашютных прыжков.
По аэродинамической компоновке самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом и четырехместной кабиной (рис. 1).
На самолете установлен поршневой девятицилиндровый двигатель АИ-14РА с воздушным двухлопастным винтом изменяемого шага УС-122000.
Конструкция и оборудование самолета позволяют выполнять полеты до высоты 4000 м днем в простых метеоусловиях с грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полос.
1.2. Геометрические данные самолета
✓ Длина, м - 8,1
✓ Размах крыла, м - 11,12
✓ Плошать крыла, м2 - 15,5
✓ Высота (с учетом антенны), м - 2,96
✓ Средняя аэродинамическая хорда крыла, м - 1,4
✓ Поперечное V крыла, град - 1
✓ Угол установки крыла, град - 8
✓ Размах горизонтального оперения, м - 3,7
✓ Колея шасси, м - 2,85
✓ База шасси, м - 6,52
✓ Колеса главных опор шасси, мм - 500х200
✓ Хвостовое колесо, мм - 255Х110
Углы отклонения элеронов, град:
✓ вверх - 26 ±3
✓ вниз - 16±3
Углы отклонения закрылков, град:
✓ взлетное положение - 21±3
✓ посадочное положение - 44±3
Углы отклонения руля высоты, град:
✓ вверх - 38 ±1
✓ вниз - 18±3
Углы отклонения триммера руля высоты, град:
✓ вверх - 30±2
✓ вниз - 30±2
Углы отклонения руля направления, град:
✓ влево, вправо - 26±3
Расстояние от конца лопасти винта до поверхности земли, м:
✓ в трехточечном положении - 0,425
✓ в линии полета - 0,330
✓ Высота дверей кабины, м - 1,0
✓ Ширина дверей кабины, м - 1,5
✓ Объем багажного отсека, м3 - 0,5
1.3. Летные данные самолета
С колесными шасси
Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:
✓ при работе двигателя на максимальном режиме - 200
✓ при работе двигателя на номинальном режиме - 185
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м - 4000
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин - 40
Максимальная практическая дальность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, км .... 510
Максимальная практическая продолжительность полета на Н = 500 м с V = 120 км/ч, ч мин - 4-20
Взлетно-посадочные характеристики:
✓ скорость отрыва, км/ч - 90
✓ длина разбега, м - 150-160
✓ скорость приземления, км/ч - 100
✓ длина пробега, м - 220
С лыжным шасси
Максимальная скорость горизонтального полета у земли, км/ч:
✓ при работе двигателя на максимальном режиме - 190
✓ при работе двигателя на номинальном режиме - 175
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м - 3400
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин - 35
Максимальная практическая дальность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, км - 490
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=500 м с V=120 км/ч, ч-мин - 4-08
Взлетно-посадочные характеристики:
✓ скорость отрыва, км/ч - 90
✓ длина разбега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.) по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м - 140
✓ скорость приземления, км/ч - 100
✓ длина пробега в расчетных зимних условиях(tНВ =-5°С, Р=760 мм.рт.ст.)по свежевыпавшему снегу толщиной 3-5 см, м - 95
С колесным шасси и планером на буксире:
Практический потолок при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, м:
✓ с одним планером типа «Бланик» на буксире - 1700
✓ с двумя планерами типа «Бланик» на буксире - 1100
Время набора практического потолка при непрерывном наборе высоты на V=115 км/ч и работе двигателя на номинальном режиме, мин:
✓ с одним планером типа «Бланик» на буксире - 25
✓ с двумя планерами типа «Бланик» на буксире - 21
Максимальная практическая продолжительность полета на Н=700 м с V=-120 км/ч, ч-мин:
✓ с одним планером типа «Бланик» на буксире - 3-10
✓ с двумя планерами типа «Бланик» на буксире - 3-07
Максимальная практическая дальность полета на Н=700 м с V=120 км/ч, км
✓ с одним планером типа «Бланик» на буксире - 395
✓ с двумя планерами типа «Бланик» на буксире - 365
Взлетные характеристики:
✓ скорость отрыва, км/ч - 90
✓ длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с одним планером типа «Бланик» на буксире, м - . 240-250
✓ длина разбега на грунтовой ВПП при прочности грунта 10 кгс/см2 с двумя планерами типа «Бланик» на буксире, м - 290-300
Примечание. Все летные данные, кроме специально оговоренных, приведены для стандартных атмосферных условий, полетной массы самолета 1300 кг и емкости топливных баков 190 литров.
1.4. Данные по массе и центровке
Варианты загрузки и центровочные данные самолета с колесным шасси в зависимости от условий применения приведены в таблице 1 и 2.
При установке на самолет лыж вместо колес масса самолета увеличивается на 21 кг, центровка смещается вперед на 0,4% САХ.
Таблица 1
Данные по массе и центровке самолета выпуска до 1981 г.
Наименование нагрузки |
Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг | |||||||
перевозка пассажиров |
буксировка планеров |
полеты на выполнение парашютных прыжков |
||||||
Пустой самолет | 930 | 930 | 920* 900** | |||||
Летчик | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Масло | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Пассажиры или парашютисты: | ||||||||
один | 80 | - | - | 90 | - | 90 | ||
два | - | 160 | - | - | - | 180 | ||
три | - | 240 | - | - | 270 | |||
Топливо, кг/л | 144/190 | 116/153 | 36/47 | 144/190 | 144/190 | 144/190 | 96/126 | 26/34 |
Багаж (в багажном отсеке) | 35 | - | - | - | - | - | - | - |
Взлетная масса самолета | 1283 | 1300 | 1300 | 1268 | 1178 | 1258 | 1300 | 1300 |
Центровка самолета, % САХ | 24,2 - 44,0 |
* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.
** Со снятыми задним сиденьем, дверью, приемником и преобразователем АРК-9 при установка панели и спинки для
парашютистов.
Таблица 2
Данные по массе и центровке самолета выпуска с 1981 г.
Наименование нагрузки | Величина нагрузки для различных вариантов применения самолета, кг | |||||||
Перевозка пассажиров |
Буксировка планеров |
полеты на выполнение парашютных прыжков |
||||||
Пустой самолет | 940 | 940 | 930* | |||||
Летчик | 80 | 80 | 80 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 |
Масло | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 |
Пассажиры или парашютисты: | ||||||||
Один | 80 | - | - | 90 | - | 90 | - | - |
Два | - | 160 | - | - | - | - | 180 | - |
Три | - | - | 240 | - | - | - | - | 270 |
Топливо, кг/л | 137/180 | 137/180 | 76/100 | 137/180 | 137/180 | 137/180 | 137/180 | 47/60 |
Багаж (в багажном отсеке) | 35 | 20 | - | - | - | - | - | - |
Взлетная масса самолета | 1285 | 1350 | 1350 | 1270 | 1180 | 1260 | 1350 | 1350 |
Центровка самолета, САХ | 24,2 - 44,0 |
* Со снятыми задним сиденьем и дверью при установке панели и спинки для парашютистов.
1.5. Данные по силовой установке
Тип двигателя АИ-14РА невысотный, поршневой, девятицилиндровый, однорядный, воздушного охлаждения.
Тип воздушного винта УС-122000 двухлопастной, работающий по прямой схеме.
✓ Взлетная мощность двигателя, л. с - 260-2%
✓ Номинальная мощность двигателя, л. с - 220-2%
✓ Масса двигателя, кг - 197+2%
✓ Направление вращения воздушного винта (по полету) - левое
✓ Время перехода от режима малого газа до взлетного (приемистость), не более, с - 3
Количество топлива в баках, л:
✓ на самолетах до 1981 г - 190
✓ на самолетах с 1981 г - 180
Применяемое топливо - авиационные бензины Б-70 или Б-91/115
Количество масла в баке, л:
✓ максимальное - 16
✓ минимальное - 11
✓ Применяемое масло - МС-20 или МС-22
✓ Часовой расход масла, не более (на режиме 0,75 номинального), кг/ч - 1,2
Режимы и значения эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице 3.
Таблица 3
Режимы и параметры работы двигателя
Режим | Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин |
Давление | Температура | Удельный расход топлива, г/л. с. |
|||
наддува, мм.рт.cт |
топлива, кгс/см2 |
масло, кгс/см2 |
головок цилиндров, °C |
масла на входе в двигатель, °С |
|||
Взлетный | 2350 ±1% | 35±10 (изб) | 0,2-0,5 | 4-6 | 120-230 | 30-75 | 255-280 |
Номинальный | 2050±1% | 30±10 (изб) | 0,2-0,5 | 4-6 | 120-230 | 30-75 | 240-255 |
I Крейсерский | 1860±1% | 680±15 | 0,2-0,5 | 4-6 | 120-230 | 30-75 | 210-225 |
II Крейсерский | 1730±1% | 630±15 | 0,2-0,5 | 4-6 | 120-230 | 30-75 | 205-225 |
Малый газ | Не выше 500 | - | Не ниже 0,15 | Не ниже 1,5 | - | - | - |
Рис. 2. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета.
Рис. 3. Дальность полета самолета с лыжным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета
1.6. Определение дальности и продолжительности полета
Дальность и продолжительность полета самолета зависят от запаса топлива и от режима полета. Режим полета определяется высотой, приборной скоростью, частотой вращения коленчатого вала двигателя и наддувом двигателя.
Дальность и продолжительность полета на наивыгоднейшей скорости 120 км/ч (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении) в зависимости от запаса топлива на взлете и высоты полета определяются для разных вариантов применения по графикам рис. 2, 3, 4.
Рис. 4. Дальность полета самолета с колесным шасси в зависимости от запаса топлива при взлете и высоты полета при буксировке планеров.
При расчете графиков учтены следующие величины:
• расход топлива при запуске и прогреве двигателя и при рулении на старт - 3л (по 0,3 л/мин в течение 10 мин);
• расход топлива и время на взлет и разгон до скорости набора высоты - 1 л и 0,5 мин соответственно;
• расход топлива, путь и время при наборе высоты (табл. 4);
• километровый и часовой расход топлива на участке горизонтального полета (табл. 5);
• расход топлива, путь и время при снижении до высоты круга (табл. 6);
• расход топлива и время при полете по кругу и посадке - 4 л и 7 мин соответственно;
• не вырабатываемый остаток топлива - 1л;
• гарантийный запас топлива - 20 л.
Таблица 4
Расход топлива, путь и время при наборе высоты (режим работы двигателя - номинальный)
Высота полета, м | Расход, л | Путь, км. | Время, мин | Расход, л | Путь, км. | Время, мин |
Скорость полета по прибору 110 км/ч. | ||||||
500 | с колесными шасси | с лыжными шасси | ||||
4 | 5 | 2 | 4 | 5 | 2 | |
1000 | 6 | 10 | 5 | 7 | 10 | 5 |
1500 | 10 | 15 | 8 | 11 | 15 | 8 |
2000 | 14 | 20 | 11 | 16 | 25 | 13 |
3000 | 24 | 40 | 21 | 30 | 50 | 26 |
4000 | 45 | 80 | 40 | - | - | - |
Скорость полета по прибору 115 км/ч. | ||||||
500 | с колесными шасси | с лыжными шасси | ||||
6 | 10 | 5 | 9 | 15 | 8 | |
1000 | 8 | 15 | 8 | 13 | 20 | 11 |
1500 | 15 | 25 | 13 | - | - | - |
Дальность и продолжительность полета самолета на скоростях полета, отличных от скорости наибольшей дальности (120 км/ч), определяют по таблице 5.
Таблица 5
Дальность и продолжительность горизонтального полета (ручка высотного корректора в крайнем переднем положении)
С колесным шасси Высота 500 м Запас топлива для горизонтального полета 156 л |
||||||
Скорость полета, км/ч | Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин |
Километровый расход топлива, л/км |
Часовой расход топлива, л/ч |
Дальность горизонтального полета, км |
Продолжительность горизонтального полета, ч- приборная истинная мин |
|
приборная | истинная | |||||
175 | 184 | 1990 | 0,388 | 71,5 | 400 | 2-11 |
170 | 179 | 1880 | 0,376 | 67,4 | 415 | 2-19 |
160 | 167 | 1700 | 0,355 | 59,3 | 440 | 2-46 |
150 | 156 | 1550 | 0,339 | 52,8 | 460 | 2-57 |
140 | 144 | 1450 | 0,326 | 47,1 | 475 | 3-19 |
130 | 133 | 1450 | 0,314 | 41,8 | 495 | 3-44 |
120 | 122 | 1450 | 0,310 | 37,8 | 505 | 4-08 |
110 | 110 | 1450 | 0,312 | 34,5 | 500 | 4-31 |
Высота 1000 м Запас топлива для горизонтального полета 154 л |
||||||
170 | 183 | 2000 | 0,414 | 75,8 | 370 | 2-02 |
160 | 171 | 1820 | 0,383 | 65,5 | 400 | 2-21 |
150 | 160 | 1650 | 0,360 | 57,4 | 425 | 2-41 |
140 | 148 | 1520 | 0,340 | 50,3 | 450 | 3-04 |
130 | 136 | 1450 | 0,326 | 44,5 | 470 | 3-27 |
120 | 125 | 1450 | 0,322 | 40,2 | 475 | 3-49 |
110 | 113 | 1450 | 0,325 | 36,8 | 470 | 4-10 |
Высота 2000 м Запас топлива для горизонтального полета 145 л |
||||||
155 | 174 | 1980 | 0,412 | 71,8 | 350 | 2-01 |
150 | 168 | 1880 | 0,397 | 66,6 | 365 | 2-11 |
140 | 156 | 1720 | 0,380 | 59,1 | 380 | 2-27 |
130 | 143 | 1620 | 0,373 | 53,5 | 390 | 2-42 |
120 | 131 | 1600 | 0,373 | 49,0 | 390 | 2-57 |
110 | 119 | 1600 | 0,378 | 45,0 | 385 | 3-13 |
Высота 3000 м Запас топлива для горизонтального полета 134 л |
||||||
145 | 171 | 2180 | 0,446 | 76,1 | 300 | 1-46 |
140 | 164 | 2040 | 0,432 | 70,7 | 310 | 1-54 |
130 | 151 | 1820 | 0,412 | 62,2 | 325 | 2-09 |
120 | 138 | 1700 | 0,411 | 56,8 | 325 | 2-21 |
110 | 125 | 1700 | 0,416 | 52,2 | 320 | 2-34 |
С лыжным шасси Высота 500 м Запас топлива для горизонтального полета 156 л |
||||||
170 | 179 | 1980 | 0,378 | 67,6 | 410 | 2-18 |
160 | 167 | 1730 | 0,356 | 59,4 | 440 | 2-38 |
150 | 156 | 1630 | 0,344 | 53,6 | 455 | 2-55 |
140 | 144 | 1570 | 0,336 | 48,5 | 465 | 3-13 |
130 | 133 | 1550 | 0,328 | 43,7 | 475 | 3-34 |
120 | 122 | 1550 | 0,321 | 39,1 | 485 | 3-59 |
110 | 110 | 1550 | 0,315 | 34,9 | 495 | 4-28 |
Высота 1000 м Запас топлива для горизонтального полета 153 л |
||||||
Скорость полета, км/ч | Частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин |
Километровый расход топлива, л/км |
Часовой расход топлива, л/ч |
Дальность горизонтального полета, км |
Продолжительность горизонтального полета, ч- приборная истинная мин |
|
приборная | истинная | |||||
160 | 171 | 1840 | 0,395 | 67,8 | 385 | 2-15 |
150 | 160 | 1760 | 0,373 | 59,5 | 410 | 2-34 |
140 | 148 | 1700 | 0,356 | 52,7 | 430 | 2-54 |
130 | 136 | 1680 | 0,344 | 46,9 | 445 | 3-15 |
120 | 125 | 1680 | 0,336 | 42,0 | 455 | 3-38 |
110 | 113 | 1680 | 0,328 | 37,2 | 465 | 4-06 |
С колесным шасси при буксировке одного планера Высота 700 м Запас топлива для горизонтального полета 153 л |
||||||
140 | 146 | 1700 | 0,436 | 63,6 | 350 | 2-24 |
130 | 134 | 1630 | 0,415 | 55,8 | 365 | 2-44 |
120 | 123 | 1600 | 0,400 | 49,2 | 380 | 3-06 |
110 | 112 | 1580 | 0,393 | 43,9 | 390 | 3-29 |
Высота 1200 м Запас топлива для горизонтального полета 149 л |
||||||
140 | 149 | 1800 | 0,460 | 68,7 | 325 | 2-10 |
130 | 138 | 1730 | 0,446 | 61,5 | 335 | 2-25 |
120 | 126 | 1700 | 0,437 | 55,1 | 340 | 2-42 |
110 | 114 | 1670 | 0,430 | 49,2 | 345 | 3-02 |
С колесным шасси при буксировке двух планеров Высота 700 м Запас топлива для горизонтального полета 149 л |
||||||
140 | 146 | 1810 | 0,456 | 66,5 | 325 | 2-14 |
130 | 134 | 1740 | 0,440 | 59,2 | 335 | 2-31 |
120 | 123 | 1710 | 0,430 | 52,9 | 345 | 2-50 |
110 | 112 | 1680 | 0,424 | 47,4 | 351 | 3-08 |
Примечание. Данные по дальности и продолжительности горизонтального полета в таблице 5 приведены
для самолетов с емкостью топливных баков 190л.
Таблица 6
Расход топлива, путь и время при снижении до высоты 500 м на скорости 130 км/ч (режим работы
двигателя - 1750 об/мин)
Высота, м | Вертикальная скорость снижения, м/с |
Расход, л | Путь, км | Время мин |
1000 | 3-4 | 1 | 10 | 2 |
2000 | 4-6 | 2 | 20 | 5 |
3000 | 4-6 | 3 | 25 | 8 |
4000 | 4-6 | 4 | 35 | 11 |

Планер SZD - 48-3 "JANTAR STANDARD 3"
Планер СЗД-48-3 ЯНТАРЬ СТАНДАРТ 3
Руководство по лётной эксплуатации
(первое издание - февраль 1983)
Согласовано с Министерством путей сообщения, Государственной инспекцией гражданской авиации.
Вариант настоящего Руководства на русском языке утвержден уполномоченным Государственной инспекцией гражданской авиации.
1.1. Общие сведения /рис. 1/
СЗД-48-3 ЯНТАРЬ СТАНДАРТ представляет собой одноместный, высокорекордный спортивный планер стандартного класса. Конструкция планера выполнена полностью из эпоксидных стеклопластов.
Крыло - двухчастное, трапециевидное с профилем NN-8. Лонжерон - коробчатого типа с поясами и стенками из ламината. 0бшивка - прослойковая: ламинат - пеноматериал -ламинат. Задняя стенка - ламинатная, без нервюр.
Балластные баки-полукессоны размещены в крыльях.
Элероны - 20% неразделенные, не имеющие массовой компенсации, подвешены в пяти точках с приводом в одной точке. Конструкция - ламинатная, прослойковая.
Аэродинамические тормоза - высовываемые щитки из дюралюминиевого листа с дотягиваемыми до контура крыла накладками.
Фюзеляж - вместе с вертикальным стабилизатором цельноламинатный. В средней его части находится стальная ферма, к которой крепятся крылья и шасси.
Шасси - убирающееся, неамортизированное, с колесом 350х135, снабженным дисковым тормозом. Давление в пневматике - 2.0 атм. Хвостовое колесо 200 - неубирающееся. Колесный тормоз не связан с приводом аэродинамических тормозов.
Кабина - закрыта одночастным фонарем, открываемым вверх - вперед. Положение пилота - полулежачее. Имеется возможность регулировки спинки сидения на земле. Педали регулируются в полете. Приборная доска - колонного типа. Имеется регулируемая вентиляция с наддувом на лобовое стекло фонаря.
Оперение - Т-образное. Руль направления, горизонтальный стабилизатор и руль высоты имеют прослойковую конструкцию. Руль высоты – двухчастный. Каждая часть подвешена в трех точках. Обе части руля высоты имеют неподвижные ламинатные триммеры для увеличения шарнирного момента. Руль направления имеет массовую компенсацию и подвешен в двух точках.
Оборудование - бортовые приборы /перечислены в п. 1.3/, санитарная система и аптечка. Кроме того, планер имеет встроенную штатную антенну /в киле/, что позволяет подключить планерную радиостанцию.
Буксировочные замки.
Передний /возможна установка/:
- TOST E 72 без механизма самоотцепки;
- SZD III А 56с без механизма самоотцепки.
Доступ к переднему замку возможен после демонтажа приборной доски и ее основания.
Нижний /возможна установка/:
- TOST EUROPA G 72 для взлета с лебедки с механизмом самоотцепки;
- SZD III А 5бс без механизма самоотцепки.
Тип замка устанавливается по заказу на стойке шасси. На два замка общий привод. Для открытия замков нужно потянуть за освобождающую ручку, а закрываются автоматически при отпускании ручки под воздействием возвратной пружины. Во время взлета с лебедки, когда угол троса превысит максимальную величину, происходит автоматическая отцепка троса от замка R 72. Тип замка указан на щитке с условиями эксплуатации.
Принадлежности - рычаг для монтажа крыльев, две воронки для наполнения балластной системы, отвертка, чехол на фонарь, чехол на весь планер.
Бортовые документы - планерная книжка, Руководство по летной эксплуатации, Инструкция по техническому обслуживанию.
1.2. Основные технические данные
✓ Размах крыла: 15.00 м
✓ Длина планер:а 6.85 м
✓ Высота планера: 1,51м
✓ Поперечное V крыла: 1,5°
✓ Несущая поверхность: 10,66 м.кв.
✓ Удлинение: 21,1
✓ Корневая хорда: 0,95 м
✓ Средняя аэродинамическая хорда: 0,742 м
✓ Профиль крыла: NN8
✓ Емкость балластной системы: ок.150 л
✓ Масса пустого планера со стандартным оборудованием: 260 - 270 кг
✓ Максимально допустимая полетная масса без балласта: 390 кг
✓ Максимально допустимая полетная масса с водяным балластом: 540 кг
1.3. Приборное оборудование/ Рис. 2/
В состав приборного оборудования входят:
✓ приборная доска;
✓ датчик полного давления, размещенный на носке фюзеляжа;
✓ два датчика статического давления в носовой части фюзеляжа;
✓ дополнительное гнездо датчика полного давления для специальных приборов;
✓ обезвоживатели трубопроводов полного давления, доступные от приборной доски, а также через люк в нижней части киля /для трубки Альтхауса/;
✓ обезвоживатель трубопроводов статического давления перед приборной доской.
Приборная доска крепится к основанию с помощью болта, находящегося в передней стенке доски, и закрыта сверху кожухом, который прикреплен к фонарю.
В состав стандартного оборудования входят следующие приборы:
✓ указатель скорости PR-400S;
✓ высотомер W-10S или W-12S;
✓ вариометры WRS-5D и PR-03 с компенсатором KWEC-2 и термосами;
✓ указатель поворота EZS-5;
✓ компас BS-1 или КИ-15А.
На приборной доске имеется место под установку других специальных приборов.
1.2. Водяной балласт /рис. 3/
В состав балластной системы входят:
✓ два бака-полукессона в переднем кессоне у корня крыла общей емкостью около 150 л;
✓ краны для наполнения и спуска воды, размещенные в правом и левом крыльях, управление которыми осуществляется с помощью ползунка на левом борту /черная ручка/;
✓трубопроводы для отвода воздуха из двух баков с независимым выходным отверстием.
Наполнение баков производится через две воронки.

Планер ЛАК-12 “Летува”
Руководство по лётной эксплуатации
(второе издание)
Введено в действие заместителем главнокомандующего ВВС по боевой подготовке 1987 г.
С выходом в свет настоящего Руководства ранее изданная Инструкция по летной эксплуатации планера ЛАК-12 “Летува” утрачивает силу и подлежит уничтожению на местах установленным порядком. Руководство по летной эксплуатации.
1. Назначение планера
Одноместный планер ЛАК-12 “Летува” открытого класса предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а так же для участия во внутрисоюзных и международных соревнованиях по планерному спорту.
1.2. Геометрические данные
Крыло
✓ Профиль: Вортманн Х67-К-170 Х67-К-150
✓ Удлинение: 28,5
✓ Площадь: 14,63 м2
✓ Размах: 20,42 м
✓ Угол установки: 2°
✓ Угол поперечного V: 3°
✓ Средняя аэродинамическая хорда: 0,754 м
✓ Корневая хорда: 0,946 м
✓ Концевая хорда: 0,390 м
✓ Тип элеронов: нещелевые, зависающие
✓ Длина элерона: 4,5 м
Отклонение элеронов (закрылки 0°)
✓ вверх: 12±1°
✓ вниз: 23 ±1°
✓ Тип закрылков: нещелевые, отклоняемые
✓ Длина закрылка: 5,1 м
Отклонение закрылков
✓ вверх (положение ручки “—2”): 7±1°
✓ вниз (положение ручки “I”): 18±1°
✓ Тип интерцепторов: выдвижные
✓ Площадь интерцепторов: 0,24 м2
Фюзеляж
✓ Длина: 7,23 м
✓ Высота (по кабине): 0,81 м
✓ Максимальная высота (по килю): 1,92 м
✓ Максимальная ширина: 0,64 м
Вертикальное оперение:
✓ Высота (от СГФ): 1,6 м
✓ Площадь: 1,24 м2
✓ Профиль: Вортманн Х71- -150/30
Отклонение руля направления:
✓ влево: 30 ±2°
✓ вправо: 30±2°
Горизонтальное оперение
✓ Размах: 3.1 м
✓ Площадь: 1,395 м2
✓ Профиль: Вортманн РХ71-Б-150/25
Отклонение руля высоты
✓ вверх: 18±1°
✓ вниз: 18±1°
1.3. Данные по массе и центровке
✓ Масса пустого планера: 360 кг ± 3,5%
✓ Минимальная полетная масса: 430 кг
✓ Максимальная полетная масса (с водобалластом): 650 кг
✓ Центровка пустого планера: 70 ±3% САХ
✓ Полетная центровка в зависимости от массы летчика, наличия водобалласта и положения сиденья приведена, на рис. 6.
1.4. Система водобалласта
✓ Объем водобалластных баков планера до № 699: 240 л
✓ Планера с № 699: 190 л
Продолжительность слива воды:
✓ 240 л.: 7 мин
✓ 190 л: 5,5 мин
1.5. Летные данные планера
Без водобалласта |
С водобалластом |
||
Полетная масса планера | 430 кг | 650 кг | |
Максимальное аэродинамическое качество | 45,5 | 46,5 | |
Наивыгоднейшая скорость планирования (режим наибольшей дальности), бз= 0° | 75 км/ч | 92 км/ч | |
Экономическая скорость планирования (режим наибольшей продолжительности), бз- 11° | 75 км/ч | 85 км/ч | |
Минимальная вертикальная скорость снижения, бз - 11° | 0,5 м/с | 0,6 м/с | |
Скорость сваливания бз- 11° | 65 км/ч | 80 км/ч | |
Длина разбега на грунтовом аэродроме с травяным покровом: | |||
при буксировке самолетом “Вильга-35А” | 80 м | 100 м | |
при буксировке самолетом Ан-2 | 40 м | 65 м | |
Скорость отрыва | 95 км/ч | 115 км/ч | |
Длина взлетной дистанции | |||
при буксировке самолетом “Вильга-35А” | 260 м | 320 м | |
при буксировке самолетом Ан-2 | 160 м | 220 м | |
Скорость касания | 75 км/ч | - | |
Длина пробега при посадке на грунтовый аэродром с травяным покровом | 95 м | - | |
Длина посадочной дистанции при посадке на грунтовый аэродром с травяным покровом | 255 м | - |